«ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ». ОТВЛЕЧЕНИЕ ВОСЬМОЕ
В голове Даля прорисовывалась, закрашивалась в разные
цвета своя карта Земли Русской, закрашивалась, понятно, не по рельефу местности
и не по административному делению — по различиям в языке. Одно слово в разных
местах имеет разный смысл, и одно понятие в разных местах обозначается разным
словом; но и того мало — слова произносятся неодинаково (у Даля и на этот
случай пословица припасена: «Свой язык, своя и говоря»). Даль изучал эти самые «говори» (точнее — говоры)
русского языка, но изучать мало, надо особый чуткий слух иметь на русскую речь,
чтобы улавливать, выбирать в потоке слов подчас едва приметные различия в
произношении. Запасы, сокровища Даля были для него самого как бы удвоены: держа
в руке листок с записанным словом, он слово это не только видел, но и слышал.
«В Череповце говорят: менные дзеньги; що вместо
что; купеч; свит концаетца; букву в после гласной изменяют в у:
пиуо, пиуцо (пиво, пивцо); галки налятят, надо сясть, хочу
исть (и вместо е). Уезд этот разделяется Шексной пополам: по
нагорной стороне жители бойчее, виднее, и наречие их почище; на лесной и болотной
стороне жители вялы, невидны и более искажают язык». «В Волочке говорят: мы знаема,
делаема — а вместо ъ; принесай, унесай, вместо: принеси, унеси;
мужские имена оканчивают на гласную, а женские на ъ и ь: Авдотъ,
Ульян(ъ), Степух(ъ), Ашох(ъ)». «Вот говор в Нижнедевицке. Здарова,
дядя Алдоха! Що, ай пашеницу вазил у город? — А то що ж? — Ну а
пачаму атдавал? — Па дисяти с двухгривяным…» «По Ветлуге лесники
говорят особым напевом, протягивая и расставляя иные слоги, с повышением
голоса: зада-ай корму лошадьми-и…»
Даль написал труд «О наречиях русского языка» (теперь
считается, что наречие в отличие от говора распространено на обширной площади;
по Далю же, говор — и «местное устное наречие», и вообще «произношение,
выговор, помолвка»). В основу разделения наречий Даль положил «высокую» и «низкую»
речь, или попросту «аканье» и «оканье». В Москве говорят высокою речью, то есть
любят звук а и заменяют им о, если на о нет ударения; произносят: харашо,
гаваритъ, талкавать; окончания ого, его, превращаются в ова, ева
— большова, синева. От Москвы на восток начинают окать; возле
Владимира слышится уже стокан, торокан; влезают в слова и
лишние о — Володимир. От Москвы на запад усиливается аканье: пабягу,
пятух. От Москвы к северу складывается говор новгородский; он ближе к
восточному, но имеет и свои особенности. От Москвы на юг разливается наречие
рязанское; в нем, как и в западных, — аканье; даже взамен е — а да я:
табе, яму. Попутно Даль сообщает, где «цокают» (цай, целовек), а где
«чвакают» (курича, молодеч); где «дзенькают», а где взамен «еще»
произносят «ишшо», или, того более, «яшто»; где — «Хведор»,
«хвуражка», а где, наоборот, — «куфня», «форостина»;
где «купи боты-та», а где — «возьми луку-ти»; где добавляют звуки
— «пашеница», а где сглатывают — «первези».
Даль сообщает неисчислимые особенности говоров,
передает интонацию, указывает местные словечки — эти живые наблюдения в статье
всего интереснее.
Способность Даля распознавать по говору уроженца той
или иной местности подтверждают современники. Сам Даль в рассказе «Говор»
описал два случая, с ним происшедших; он, правда, маскируется слегка,
объединяет оба случая незамысловатым сюжетцем, но для нас это безразлично: есть
свидетельства, что случаи такие действительно произошли и действительно с
Далем. Однажды рабочий, строивший беседку, шел мимо с доской,
поскользнулся и чуть было не упал. «Что ты?» — бросился к нему Даль.
«Ничего», — отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то.
«Новгородский», — глядя ему вслед, уверенно определил Даль. Приятели
отказывались поверить — ведь рабочий произнес всего два слова: «Ничего,
скользко!» «Это новгородец, — утверждал Даль. — Держу какой хотите
заклад, и притом из северной части Новгородской губернии. А почему? Да потому
что он сказал не скользко, а склезко». Второй случай стал почти
хрестоматийным: два монаха пришли собирать на церковное строение — «Я их
посадил, начал расспрашивать и удивился с первого слова, когда молодой сказал,
что он вологжании. Я еще раз спросил: «Да вы давно в том краю?» — «Давно, я все
там». — «Да откуда же вы родом?» — «Я тамодий», — пробормотал он едва
внятно, кланяясь. Только что успел он произнести слово это — тамодий
вместо тамошний, как я поглядел на него с улыбкой и сказал: «А не ярославские
вы, батюшка?» Он побагровел, потом побледнел, взглянулся, забывшись, с
товарищем и отвечал, растерявшись: «Не, родимый!» — «О, да еще и ростовский!» —
сказал я, захохотав, узнав в этом «не, родимый» необлыжного ростовца. Не
успел я произнести этих слов, как вологжанин мне бух в ноги: «Не погуби!..» Под
монашескими рясами скрывались двое бродяг с фальшивыми видами…» Добавим
историю, рассказанную Мельниковым-Печерским. В Нижнем Новгороде Даль просил
чиновников, которые ездили в командировки по губернии, записывать новые слова и
отмечать особенности произношения. Однажды он просматривал записи, привезенные
из нескольких селений Лукояновского уезда: «Да ведь это белорусы»; удивленным
чиновникам посоветовал: «Поройтесь в архивах». Порылись — и нашли: при царе
Алексее Михайловиче в эти места и впрямь поселили белорусов.
Рассказ «Говор» Даль начинает: «Разве лихо возьмет
литвина, чтоб он не дзекнул? Хохол у саду (в саду) сидит, в
себя (у себя) гостит; и по этому произношению, как и по особой певучести
буквы о, по надышке на букву г, вы легко узнаете южного руса;
курянин ходить и видить; москвич владеет и балагурит, владимирец володает
и бологурит; но этого мало: в Ворсме говорят не так, как в селе Павлове, и
кто навострит ухо свое на это, тот легко распознает всякого уроженца по
местности». Даль навострил — и доказал это друзьям своим; последние слова
рассказа: «Они убедились в основательности моих познаний по части
отечественного языковедения». Местные речения и говоры для Даля — обязательный
и важный раздел отечественного языковедения. «Землеведение и языкознание, по-видимому,
две науки почти несродные», — пишет Даль, — но «если изучать землю
вместе с обитателями ее», они, науки эти, «подают друг другу братскую руку».
|