Меню сайта
Поиск
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Основоположник русской клинической медицины - 4Далее Сергей Петрович открывает, что повышение
температуры при инфекционных процессах проходят обычно в две фазы. Первая фаза
имеет место почти во всех инфекционных заболеваниях, вторая же может иногда и
не проявиться. Почему же это происходит? Потому, отвечает Боткин, что уже в
начальном периоде заболевания в организме нашлись такие «физиологические
приспособления», которые оборвали процесс раньше, чем анатомические изменения
успели развиться и дать вредные продукты распада, вызывающие вторую фазу
повышения температуры. Так Сергей Петрович приходит к идее обрывающей, или
купирующей, терапии. Суть ее в том, чтобы научиться владеть физиологическими
приспособлениями организма, по необходимости активизировать их. В своих лекциях
о тифе он пишет: «Ведь нет никакого сомнения, что способность обрывать тиф
существует в человеческой природе… Надо… изучать внимательно и всесторонне
течение тех случаев, которые сами по себе оканчиваются абортивно. Вот в этом-то
изучении природных, естественных абортивных форм, в этом знании приемов,
употребляемых нашим организмом для освобождения от поступившей в него заразы,
мне кажется, мы найдем и тот путь, руководясь которым придем к знанию
купирующих, обрывающих болезнь средств». Изучая купирующие приемы организма, врач должен
устремлять внимание на те нервные центры, которые организуют их, — учит
Боткин: «…Следуя этому пути, мы найдем ту путеводную звезду, которая приведет
нас со временем к знанию средств, купирующих болезнь». Боткин не знал еще этих
средств, но он первый, указал путь к ним. Ранняя смерть не дала возможности Боткину развить
исследования в этом направлении. Не успел он узнать и об успехах других ученых.
Между тем, идя по пути, который указывал Боткин, медицина обогатилась новыми
средствами борьбы с болезнями. Эти средства — вакцины и сыворотки. Вакцина представляет собой препарат, состоящий из
мертвых или ослабленных микробов. Ее вводят здоровому человеку для
предупреждения болезни, вводят и при лечении. В чем же сущность ее действия?
При введении вакцины в организме развивается болезнь, но в легкой форме,
физиологические приспособления организма легко справляются с ослабленными микробами
и вместе с тем вырабатывают способность уничтожать тание же, но активные
микробы, если они попадут в организм. Организм приобретает так называемый
иммунитет. Даже когда активные микробы уже находятся в организме, оказывается,
тренировка на ослабленных микробах развивает способность к борьбе защитных сил
организма. В сыворотке нормальной, здоровой крови нет ни мертвых,
ни ослабленных микробов, в вей нет вообще микробов. Но в ней есть защитные вещества,
уже обладающие способностью бороться с микробами, способностью, которую они
приобрели, если, человек или животное, от которого ее взяли, перенес
естественную или привитую болезнь. Эти защитные вещества, победив микробы во
время болезни, закалились в бою — они способны предупредить болезнь или
облегчить ее течение. Если проследить далее за открытиями медицины, мы
увидим, что развитие терапии продолжает базироваться на использовании сил
самого организма. Использование препаратов нового типа: гормонов, витаминов,
стимуляторов — основано на изучении физиологических свойств организма. Все это
препараты широкого профиля, препараты, лечащие не отдельные болезненные
явления, а общие патологические процессы. Обычно принято считать, что врач действует своими
лекарствами на болезнь, Сергей Петрович говорит иначе: «…употребляйте
лекарственные вещества и другие средства, смотря по обстановке», но «не думайте
только, что, применяя все эти способы, вы лечите самую суть болезни… Врач лишь
помогает организму справиться с болезнью, справиться его собственными защитными
приемами». Начинающему заниматься клинической медициной, учит
Боткин, «предстоит изучить искусство применять приобретенные им сведения к решению
следующих практических вопросов, которые представляются ему с каждым больным,
именно: в чем состоит индивидуальность данного больного и какие меры нужно
применять для излечения или для облегчения патологических проявлений его
жизни». В своих «Клинических лекциях» Боткин ломает устаревшие
представления о болезненных процессах. На основе многочисленных клинических
наблюдений, подтвержденных опытными данными, он строит новые гипотезы и теории
болезней. Многие его гипотезы нашли подтверждение, сделались достоянием
патологии. Такова, например, его гипотеза о связи образования желчных камней С
микроорганизмами. В лекции «Острый инфекционный катар желчных путей» Боткин
разошелся во взглядах с Вирховым, который причиной этого заболевания считал
механическую закупорку желчных протоков. Боткин высказал и обосновал свое
мнение об инфекционной природе так называемой катаральной желтухи. Сделал он
это за 60 лет до открытия вируса этого заболевания, и теперь инфекционную
желтуху справедливо называют болезнью Боткина. Но, высказывая научные предположения, Боткин не считал
себя непогрешимым. Он требовал постоянно проверки предположений опытом, критического
отношения к ним. Школу Боткина, названную петербургской, часто
противопоставляли московской школе Захарьина. Современник Боткина французский клиницист Юшар писал:
«Благодаря мощной деятельности двух выдающихся людей — Боткина в Петербурге и
Захарьина в Москве… образовались две школы, отчасти противоположные одна
другой. Школа Боткина всегда была более теоретической, чем
практической… Школа Захарьина, напротив, опирается на наблюдение…на расспрос…
возведенный на высоту искусства». Захарьин, как и Боткин, был блестящим диагностом,
снискавшим в этой области у многих современников славу даже бóлыпую. чем
Боткин. А. П. Чехов писал о Боткине: «В русской медицине он то же самое, что
Тургенев в литературе… (Захарьина я уподобляю Толстому) — по таланту».
|
|