Меню сайта
Поиск
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Новые люди - 1«Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не
отступающий, умеющий взяться за дело…» Н. Г. Чернышевский В I860 году в «Современнике» появилась статья
Чернышевского «Антропологический принцип в философии». Отстаивая
материалистическое мировоззрение, Чернышевский доказывал, что базироваться оно
должно на естествознании, причем особое значение он отводил физиологии. «…Медицинские явления входят в систему физиологических
явлений, а вся система физиологических явлений входит в еще обширнейшую систему
химических явлений». «Физиология рассматривает будто бы особые предметы —
процессы питания, дыхания, кровообращения и т. д… Но тут опять надобно помнить,
что эти разные периоды процесса и разные стороны, его разделяются только
теориею… а в действительности составляют одно неразрывное целое». И. М. Сеченов в своей докторской диссертации, вышедшей
в том же 1860 году, высказал ряд положений, близких взглядам Чернышевского. Он
утверждал материальное единство мира, общность процессов в органической и
неорганической природе и доказывал возможность объективными методами
естественных наук, в частности физиологии, раскрыть тайны сознания. Боткин шел одной дорогой с Сеченовым и Чернышевским.
Он, вероятно, бывал в редакции «Современника», где должен был познакомиться с
Чернышевским. Чернышевского очень интересовала передовая медицинская
среда. Новые врачи — новые люди. В вышедшем в 1863 году романе «Что делать?»
Чернышевский пишет о новых врачах: «Они рассуждают… видите ли, медицина находится теперь
в таком младенческом состоянии, что нужно еще не лечить, а только подготовлять
будущим врачам материалы для уменья лечить. И вот они… посвящают все свои силы
ее пользе, они отказываются от богатства, даже от довольства и сидят в
госпиталях, делая… интересные для науки наблюдения, режут лягушек, вскрывают
сотни трупов ежегодно и при цервой возможности обзаводятся химическими
лабораториями». Это описание явно навеяно разговорами с Боткиным и его
друзьями. О научном пути героя романа Кирсанова Чернышевский рассказывал также,
по-видимому, под влиянием истории с получением кафедры Боткиным: «Он уже имел
кафедру. Огромное большинство избиравших было против него: ему бы не только не
дали кафедру, его бы не выпустили доктором, да нельзя было… Клод Бернар
отзывался с уважением о работах Кирсанова, когда Кирсанов еще оканчивал курс —
ну, и нельзя, дали Кирсанову докторство, дали года через полтора кафедру.
Студенты говорили, что с его поступлением партия хороших профессоров заметно
усилилась». В эти годы во всех областях науки и искусства шла
ломка старого, зарождение нового, революционного. В 1863 году четырнадцать
художников отказались участвовать в конкурсе на золотую медаль и вышли из
академии. Их взгляды на искусство перекликались с идеями
композиторов, образовавших «Могучую кучку». «Могучая кучка» из консерватория, бунтовщики из
Академии художеств, медики из Военно-медицинской академии — каждые в своей
области разрушали старое, боролись за русскую культуру, были новыми людьми. Почему же в своем романе Чернышевский вывел не
художников, не музыкантов, а врачей? Вероятно, потому, что именно врачи
наиболее ярко характеризовали новое, деловое направление умов прогрессивной
России того времени. «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не отступающий,
умеющий взяться за дело и если возьмется, то уж крепко хватающийся за него,
так, что оно не выскользнет из рук», — так писал Чернышевский о своих
героях. Такими а были Боткин, Сеченов и их единомышленники. Это увидел
Чернышевский, который, по определению В. И. Ленина, обладал гениальной
способностью разбираться в исторических фактах в эпоху их совершения. Именно в эти гады в медицинских кругах выделяется
группа, характеризующаяся ярко выраженными демократическими взглядами. Это были
врачи, снизанные позднее с деятельностью «Архива судебной медицины и
общественной гигиены», — Ловцов, Архангельский, Гюбнер, Белоголовый и
другие. Сергей Петрович по своим убеждениям примыкал к этой группе. Был он в
дружеских отношениях и с врачами, непосредственно занимавшимися революционной
деятельностью, например с Боковым. Иван Петрович Боков работал в клинике Боткина и
относился к нему с глубоким уважением. Боков вскоре женился на сестре своего
товарища Владимира Обручева, связавшего свою жизнь с революционной
деятельностью. Браку этому содействовал Чернышевский. Поговаривали, что брак
фиктивный, вызван желанием Марии Александровны Обручевой учиться, стать полезным
членом общества. Это было новое веяние среди русских женщин, тянувшихся к
знаниям. Сергей Петрович сочувствовал ему и стал охотно помогать жене Бокова,
Марин Александровне и ее подруге Надежде Прокофьевне Сусловой. Молодые женщины
мечтали получить медицинское образование, стать самостоятельными и своим трудом
служить народу. Борьба за высшее Образование женщин — одна из ярких
страниц русского демократического освободительного движения шестидесятых годов.
Передовые русские девушки вели эту борьбу с неослабевающей энергией, упорно
пробиваясь через все запреты и рогатки царской администрации, завоевывая себе
право на высшее образование. В защиту женского образования выступала не только
демократическая интеллигенция, но и либеральные круги и значительная часть
профессуры, и все-таки… Все-таки в 1862 году предложения о высшем женском
образовании были отклонены правительством. Вскоре последовал приказ военного
министра, запрещающий занятия женщин в Медико-хирургической академии,
исключение было сделано только для В. А. Рудневой-Кошеваровой, в 1863 году
принятой в академию по ходатайству начальника Оренбургского башкирского
казачьего войска. Он просил подготовить женщину-врача, которая могла бы лечить
женщин-мусульманок, так как по религиозным законам мусульманки не могли показываться
мужчинам. Это была первая женщина-врач, окончившая высшее учебное заведение в
России. Однако по окончании академии Кошеварова не получила назначение в
Оренбургский край, гак как земства там не было, а на государственную службу
женщины не имели права поступать. Кошеварова вернулась в Петербург, где вела в
клинике Боткина научную работу, и в 1876 году получила степень доктора медицины.
|
|